В настоящее время в налоговом законодательстве для сельхозпроизводителей предусмотрены льготы и послабления, которые при правильном налоговом планировании существенно снижают налоговую нагрузку. В качестве сельхозпроизводителей могут по праву выступать не только крестьянско-фермерские хозяйства, но и крупные и средние агропромышленные предприятия, занимающиеся производством и переработкой продукции. Рассмотрим какие льготы и при каких условиях могут применять указанные предприятия.

Ключевые слова: сельхозпроизводители; единый сельскохозяйственный налог; налог на прибыль, налоговая нагрузка; налоговое планирование, специальные налоговые режимы; налоговые льготы.

Налог на прибыль. Для сельскохозяйственных производителей и организаций по добыче и переработки рыбы, отвечающих указанным ниже критериям, установлена нулевая ставка по налогу на прибыль по деятельности, связанной с реализацией (п. 1.3 ст. 284 НК РФ):

- произведенной ими сельхозпродукции;

- произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельхозпродукции.

В налоговом кодексе понятие сельхозпроизводителя определено в главе 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог». Для целей налогообложения к сельхозпроизводителям относят организации и индивидуальных предпринимателей, не только производящие сельскохозяйственную продукцию, но и осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию. Доля таких операций в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) данных организаций и предпринимателей должна составлять не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ). Кроме того, для целей налогообложения сельхозпроизводителями считаются сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Законом о сельскохозяйственной кооперации. Доля доходов от реализации продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов тоже должна составлять в общем доходе не менее 70%.

 Сравнив определения с другими законами, в частности с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" очевидно, что законодательство по налогам рассматривает в этом определении почти всех предприятий, где основное производство связано с продукцией сельского хозяйства.

Для организации налогового учета на предприятии необходимо организовать учет доходов и расходов по отдельно по видам продукции:

- собственная продукция, прошедшая первичную переработку;

- собственная продукция, переданная в дальнейшую промышленную переработку;

-оказания услуг вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции;

- приобретенная продукция для дальнейшей переработки;

- иная деятельность.

То есть нужно организовать раздельный учет доходов и расходов от деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции независимо от глубины ее переработки и от иных видов деятельности. (Письмо Минфина России от 24.08.2017 N 03-03-06/1/54405, Письмо Минфина России от 29.11.2016 N 03-03-06/1/70662, Письмо Минфина России от 22.06.2017 N 03-11-06/1/39342, Письмо Минфина России от 03.07.2017 N 03-03-07/41687, Письмо Минфина России от 18.05.2017 N 03-11-06/1/30315).

Многочисленные рекомендации финансистов сводятся к тому, что для формирования налоговой базы в отношении прибыли, облагаемой по нулевой ставке, осуществляется с учетом всех групп доходов и расходов. Для снижения риска споров с контролирующими органами необходимо тщательно проработать положение по учетной политике и организовать надлежащий налоговый учет доходов и расходов. 

При разработке учетной политики и расчета доли, дающая льготу необходимо учесть, что доля дохода от реализации продукции первичной переработки в общем доходе определяется исходя из соотношения расходов на производство сельхозпродукции и ее первичную переработку и общей суммы расходов на производство продукции из произведенного сельскохозяйственного сырья. (пункт 2.2 статьи 346.2 НК РФ)

То есть при определении соотношения расходов в состав затрат на производство сельскохозяйственной продукции и ее первичную переработку включаются только расходы на производство и переработку той части продукции, которая была передана для дальнейшей промышленной переработки.

Тем самым законодатель стимулирует не только производство, но и последующую переработку сельхозпродукции в промышленных масштабах. Распоряжением Правительства РФ от 25.01.2017 N 79-р утвержден Перечень сельхозпродукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители. Производство и переработка иных видов продукции с 01.01.2017 не дают организации статус такого товаропроизводителя.

Доходы и расходы от иных видов деятельности подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Например, доходы от реализации основных средств не относятся к связанным с сельскохозяйственной деятельностью организации, то есть получены не от реализации произведенной сельхозпродукции (произведенной и переработанной собственной сельхозпродукции). Их следует учитывать при расчете налога, применяя обычную ставку (Письмо Минфина России от 18.01.2016 N 03-03-06/1/1120).

         Введенные льготы существенно снижают налоговую нагрузку предприятий.

Налоговая нагрузка представляет собой долю суммы всех налогов в общих доходах предприятия, учитываемых для целей налогообложения, за налоговый период [3]. Таблица 1 Расчет налоговой нагрузки

Условные исходные данные для расчета

Показатели

Предприятия, применяющие налоговые льготы по налогу на прибыль

Предприятия при отсутствии льготы по налогу на прибыль

отклонения

Доходы

1 000 

1 000 

в т.ч. с/х продукция

750 

500 

250 

Расходы

800 

800 

в т.ч. с/х продукция

600 

400 

200 

в т.ч. Расходы на оплату труда

200 

200 

Прибыль для налогообложения

200 

200 

в т.ч. с/х продукция

150 

100 

50 

Расчет налоговой нагрузки

Налог на прибыль

10 

40 

-30 

в т.ч. с/х продукция

20 

-20 

Взносы

60 

60 

Транспортный налог, с учетом льготы по с/х технику

-2 

Налог на имущество

НДС

30 

50 

-20 

Итого

107 

159 

-52 

 

11 

16 

-5 

Из расчета видно, что налоговая нагрузка снижается на 5 % от полученного дохода при применении льготы по налогу на прибыль. Экономия составляет 5 копеек на каждый заработанный рубль.  Понятно, что при масштабном производстве такая экономия дает ощутимые преимущества на развитие.  

Налог на добавленную стоимость.

Льготной ставкой для производителей сельскохозяйственной продукции является пониженная ставка налога (10%) вместо общепринятой (18%). Она применяется при реализации продовольственных товаров, перечисленных в пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. В налоговом кодексе имеется условие, что льготой могут воспользоваться могут предприятия, где реализация продовольственных товаров осуществляется конечному потребителю - населению. Но сюда относятся и сельскохозяйственные товары, такие как скот и птица в живом весе, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, овощи (включая картофель).

Для более точного применения налоговых норм следует обращаться к Постановлениям Правительства РФ, где указываются коды продовольственных товаров, реализация которых подпадает под налоговую ставку 10%. В льготном списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, нет следующих видов сельскохозяйственной продукции:

- плодово-ягодная продукция (Письмо Минфина России от 21.12.2016 N 03-07-03/76774);

- сушеный жом, не являющийся кормовой смесью (Письмо ФНС России от 25.10.2016 N СД-4-3/20214@).

-свежей зелени (Письмо от 20 июля 2017 г. N 03-07-07/46179).

Есть и другие виды сельскохозяйственной продукции, налогообложение которых по 10%-ной ставке НДС не совсем ясна.

Причем чиновники не считают уместным заменить данную ставку на нулевой показатель (как при расчете налога на прибыль). В условиях рыночных отношений ценообразование зависит в основном от спроса и предложения на товары. Поэтому, как показывает практика, снижение размера ставки налога на добавленную стоимость не обеспечивает соответствующего снижения цен (Письмо Минфина России от 16.01.2015 N 03-01-11/637).

Не менее актуален вопрос о налоговых вычетах для сельхозпроизводителя. Он имеет право на вычет (возмещение) сумм НДС, предъявленных им при приобретении товаров (работ, услуг), облагаемых НДС как по общеустановленной налоговой ставке 18% (например, горюче-смазочных материалов, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, запасных частей, удобрений, средств химической защиты), так и по налоговой ставке 10% (семян, комбикормов, кормовых смесей) (Письмо ФНС России от 29.09.2016 N СД-18-3/1011).

Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму исчисленного налога, то положительная разница подлежит возмещению налогоплательщику. Необходимо отметить, что с 01.01.2010 в Российской Федерации применяется ускоренный (заявительный) порядок возмещения НДС. Это зачет (возврат) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой налоговыми органами камеральной проверки на основе данной декларации.

В частности, такой порядок вправе применить налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика сумму налога, которую он неправомерно заявил к возмещению. Заявительный порядок возмещения НДС также вправе применить крупные налогоплательщики, у которых совокупная сумма всех уплаченных налогов составляет не менее 7 млрд руб. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет.

Можно констатировать, что при действующем порядке возмещения НДС созданы благоприятные налоговые условия развития экономической активности для налогоплательщиков, в том числе осуществляющих капитальные вложения, реализацию товаров, облагаемых по пониженной налоговой ставке 10%. Причем это касается не только отечественных производителей сельскохозяйственной продукцией, но и иностранных инвесторов, вложившихся в российское сельское хозяйство (Письмо ФНС России от 29.09.2016 N СД-18-3/1011).

 

Транспортный налог. В общем случае плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых по законодательству зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Не являются объектами обложения транспортным налогом тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (пп. 5 п. 2 ст. 358).

Применение данной льготы разъяснено в Письме Минфина России от 19.01.2017 N 03-05-06-04/2135. Основной критерий ее обоснованности - соответствие физического или юридического лица понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя. Это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельхозпродукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельхозпродукции, в том числе рыбной, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции. Такое определение дано в Законе о сельскохозяйственной кооперации

Еще одним условием применения налоговой льготы является использование каждого транспортного средства, зарегистрированного на сельскохозяйственного товаропроизводителя, по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу. При этом согласно ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Не совсем ясно, как подтвердить использование транспортного средства по целевому назначению, - речь идет не о легковых автомобилях, а о сельскохозяйственной технике, которая регистрируется в органах регистрации техники. Данная техника либо используется по назначению, указанному в паспорте на ТС, либо не используется (простаивает). В последнем случае техника не приносит доход, и если она не будет использоваться в течение неопределенного периода, ее лучше снять с регистрационного учета, чтобы на 100% освободиться от транспортного налога.

Налог на имущество. По налогу на имущество в налоговом кодексе не предусмотрены льготы и преференции, кроме как освобождения для специальных налоговых режимов в некоторых регионах РФ. 

Констатируем факт, что льготы по налогу на имущество слабо оказывают влияние на налоговую нагрузку. 

Во-первых, у них не так много имущества, подпадающего под данное налогообложение.

Во-вторых, наиболее ценным активом у сельскохозяйственных производителей является земля, при использовании которой владельцы платят земельный налог. Налогообложение участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства, а также участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, осуществляется по пониженным налоговым ставкам (Письмо Минфина России от 16.01.2015 N 03-01-11/637).

Кроме того, следует учесть, что у законодательных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований есть право при установлении соответственно региональных и местных налогов определять налоговые ставки в границах, предусмотренных федеральным законодателем, а также вводить налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Специальные налоговые режимы. Одной из мер поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса, относящихся к сельскохозяйственным товаропроизводителям, является специальный налоговый режим, который предусматривает замену уплаты налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество организаций и соответствующих налогов у индивидуальных предпринимателей уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговый период (п. 3 ст. 346.1 НК РФ). Налоговая ставка по ЕСХН для указанных налогоплательщиков составляет 6%.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия и индивидуальные предприниматели агропромышленного комплекса вправе применять специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, который согласно ст. 346.11 НК РФ также предусматривает замену вышеуказанных видов налогов налогом, уплачиваемым в связи с применением "упрощенки". Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка установлена в размере 6% (ст. 346.20 НК РФ).

С 01.01.2016 законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15%. При этом региональными властями могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Таким образом, законодательством о налогах и сборах в части специальных налоговых режимов для крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса предусмотрены пониженные налоговые ставки по сравнению с общим режимом (Письмо Минфина России от 03.12.2015 N 03-01-11/70568).  Регионы в которых имеются дифференцированные ставки для сельхозпроизводителей по Сибирскому федеральному округу представлены в таблице 2.

Регион

УСН доходы

УСН доходы минус расходы

 

Сибирский Федеральный округ

Республика Бурятия

Закон Республики Бурятия от 26.11.2002 № 145-III

5%

 

5%

 

Республика Тыва

Закон Республики Тыва от 10.07.2009

 № 1541 ВХ-2

4%

 

 

10 %:

 

 

Республика Хакасия

Закон Республики Хакасия от 16.11.2009 № 123-ЗРХ

2%

 

5%

 

Иркутская область

Закон Иркутской области от 30.11.2015

№ 112-ОЗ

-

5%:

 

Кемеровская область Закон Кемеровской области от 26.11.2008   № 99-ОЗ

Законы Кемеровской области от 26.11.2008 № 99-ОЗ;  26.11.2008 N 101-ОЗ; № 64-ОЗ;  № 87-ОЗ

3%

 

5%

 

Томская область

Закон Томской области от 07.04.2009 № 51-ОЗ

Закон Томской области от 07.04.2009

 № 51-ОЗ

4,5%

 

 

7,5%

 

           

 

Финансисты полагают, что в национальном налоговом законодательстве достаточно льгот и преференций в части налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Дальнейшее снижение налогов для этих хозяйствующих субъектов нецелесообразно.

Важно понимать, что право на налоговые льготы имеют не только сельскохозяйственные производители, реализующие продукцию после первичной обработки, но и лица, осуществляющие производство и переработку данной продукции.

Предприятию пищевой промышленности выгодно организовать собственное хозяйство, чтобы его продукцию перерабатывать, получая законодательно предусмотренную налоговую выгоду. В иных случаях получение налоговой оптимизации может быть расценено как незаконная минимизация налогообложения со всеми вытекающими последствиями.

Список литературы

  1. Карзаева Н.Н., Медведева Е. Выбор системы налогообложения сельскохозяйственными предприятиями как фактор финансовой устойчивости // Бухучет в сельском хозяйстве. 2009. № 9. С. 18-20
  2. Козырева Л.А. Налоговые преференции для сельхозпроизводителей // "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, № 3
  3. Казьмин А.Г., Оробинская И.В. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей России // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2013. № 9. С. 62-65.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]//Справочно-правовая система «Консультант»/ . – Послед. обновление 20.09.2017.

Эксперт ООО Агентство «Аудит-Партнер», аудитор

Бархатова Надежда


НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА
 - с Вами работает Ваш персональный бухгалтер
 - мы нацелены на долгосрочное сотрудничество
 - мы на рынке с 2012 года
 - весь рабочий персонал имеет высокую квалификацию
 - оперативность работы и индивидуальный подход
© 2019 Агентство «Аудит-Партнер». Все права защищены.

Создание и сопровождение сайтов Челядин.рф