Государственное налоговое регулирование экономики играет важную роль в хозяйственной жизни юридических лиц всех форм собственности, всех видов деятельности и физических лиц, независимо от гражданства, социального статуса или иного критерия. На законодательном уровне основным документом государственного регулирования налогообложения сельхоз товаропроизводителей является Налоговый кодекс.     Внедренный еще 1 января 2002 года Единый сельскохозяйственный налог (Федеральный закон № 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах») оказался провальным. Количество сельхоз товаропроизводителей, которые воспользовались данным режимом было ничтожно мало (около 2%), что привело к пересмотру системы. В 2004 году введены ряд поправок, но и они не дали должного результата. Актуальность данной темы продиктована тем, что и сегодня не решены множество проблем применения ЕСХН и его влияние на развитие мелкого агробизнеса.  

В России складывается неблагополучная ситуация для небольших сельскохозяйственных предприятий. Связано это с тем, что России зависима от внешнего рынка, а именно от сверх технологического оборудования, инновационных разработок, технологии и т.д. Сегодня мелкий агробизнес не только не развивается, но и активно уходит в «тень». Фермеры и небольшие сельхозпредприятия либо закрываются, либо не декларируют весь полученный доход и уклоняются от уплаты обязательных платежей в фонды.

 

 

 

Динамика такова, что количество прекративших свою деятельность крестьянско- фермерских хозяйств больше, чем вновь зарегистрированных. Общее количество действующих КФХ в РФ снизилось на 4 млн. Сокращение численности фермеров продиктовано в том числе и по причине того, что затруднительно в действующих рамках разобраться с налогообложением, применением льгот и государственной поддержки.

 

При введении ЕСХН на территории РФ с 1 января 2002 года существовало ряд противоречий в налоговом кодексе:

- возможность применения ЕСХН только для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые занимались производством продукции растениеводства, что делало невозможным применение режима отраслями животноводства;

- порядок определения ставки налога, установленный НК РФ, был не понятен налогоплательщикам. Величина налоговой ставки была в зависимости от кадастровой стоимости 1 га сельхозугодий;

- налог должен уплачиваться ежеквартально. Многим хозяйствам из-за сезонности производства продукции растениеводства, возможности погасить обязательства в срок не всегда возможно.

На законодательном уровне сейчас разрешены некоторые противоречия и на 2017 год ЕСХН имеет преимущества:

- этот специальный налоговый режим могут добровольно применять все сельхозпроизводители. Не вправе применять ЕСХН производители подакцизных товаров, в т.ч. алкогольной продукции (пп. 2 п. 6 ст. 346.2 НК РФ).

-уплата ЕСХН освобождает организацию от трех налогов, предусмотренных общей системой налогообложения (п. 3 ст. 346.1 НК РФ):

Вместо них платится единый налог по ставке 6% с разницы между доходами и расходами (ст. 346.4, п. 1 ст. 346.8 НК РФ).

-Перейти на ЕСХН можно с начала нового года. Уведомление о переходе на ЕСХН надо подать в свою ИФНС не позднее 31 декабря предшествующего года (п. 1 ст. 346.3 НК РФ).

Вновь созданная организация вправе перейти на ЕСХН, подав уведомление в течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.3 НК РФ).

ЕСХН платят два раза в год (ст. 346.7, п. п. 2, 5 ст. 346.9 НК РФ):

- по итогам первого полугодия - не позднее 25 июля;

- по итогам года - не позднее 31 марта следующего года.

Декларацию за год надо сдать не позднее 31 марта следующего года (пп. 1 п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

Учет доходов и расходов необходимо организовать кассовым методом (п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Это удобно делать в регистре, разработанном на основе Книги учета доходов и расходов для ИП, применяющих ЕСХН.

Плательщики ЕСХН также обязаны соблюдать правила расчетов наличными и порядок ведения кассовых операций - вести кассовую книгу, установить лимит остатка наличных (п. 8 ст. 346.5 НК РФ).

Организация, которая по итогам года перестает быть сельхозпроизводителем, теряет право на применение ЕСХН и должна:

- сообщить об этом в ИФНС в течение первых 15 рабочих дней следующего года (п. 5 ст. 346.3 НК РФ);

- не позднее 31 января следующего года доплатить налог на прибыль, НДС и налог на имущество за весь прошлый год (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).

Нами проведен анализ начисленного ЕСХН в целом по РФ и по Иркутской области по данным налоговой статистики с сайта www.nalog.ru

 

Поступление в бюджет налога, в связи с применением ЕСХН

за 2011 - 2015 гг., млн руб.

     Показатель     

2011

2012

2013

2014

2015

ЕСХН поступило, в целом по РФ, млн. руб.            

3283,4

3673,8

4024,5

5453,0

9586,6

Количество предприятий и ИП на ЕСХН, тыс. ед.

146,7

121,6

98,8

94,0

98,3

ЕСХН по Иркутской области, млн. руб.

70,1

68,2

74,5

92,2

111,3

Количество предприятий и ИП на ЕСХН, ед. по Иркутской области

1054

999

869

966

1175

 

Рост по в 2015 году поступления ЕСХН по РФ в целом и по Иркутской области говорит о положительной динамике проводимой налоговой политики. Среди налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, наименьшая доля приходится на использующих ЕСХН.

Преимущества ЕСХН

  1. Освобождение от уплаты налога на имущество, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость.
  2. Кассовый метод определения объема реализации. При общем режиме метод начисления увеличивает налоговую нагрузку при продаже с отсрочкой платежа.
  3. Единовременное списание введенных основных средств. При общем режиме списание основных средств происходит через амортизационные отчисления.
  4. Упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета.

Проанализировав практику применения ЕСХН нами выявлены следующие недостатки:

  1. Прежде всего это доля собственного сырья. Для реализации продукции первичной переработки сельхозяйственного сырья собственного производства в размере 70 % трудно соблюсти. Некоторые технологии не позволяют предприятию остановиться на первичной переработке и найти своего потребителя. Таким образом, необходимо расширить применения ЕСХН для предприятий, которые являются производителями, но им приходится часть сырья закупать для соблюдения технологического цикла и пересмотреть определенные НК доли в части собственного сырья.
  2. Предприятия для того, чтобы «попасть в долю» дробят бизнес на производство собственного сырья и производство готовой продукции на конечного потребителя. Получается средних и крупных агрохолдингов. Они успешно применяют ЕСХН и видят целесообразность и существенную налоговую экономию.
  3. Отсутствует возможность принять к вычету НДС при крупном инвестировании в приобретение (создание) основного средства. Два фактора, которые ставят ЕСХН в невыгодное положение это 10% ставка при реализации сельскохозяйственной продукции (продукты питания) и 18% -ый вычет с объема инвестиций в приобретение и/или создание основных средств. При крупных инвестициях во внеоборотные активы выгоднее оставаться на общем режиме. Очевиден факт, что без достаточного инвестирования в приобретение и/или создание основных средств современное рентабельное сельскохозяйственное производство невозможно.

Очевидно, что низкое налоговое бремя в целом положительно сказывается на функционировании предприятий аграрной сферы и должно способствовать привлечению инвестиций в данный сектор экономики страны. Вместе с тем в существующей налоговой системе РФ имеются определенные противоречия, которые тормозят этот процесс. Одна из задач налогообложения - это повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.

Между тем практика применения ЕСХН в условиях Иркутской области показывает, что организациям или индивидуальным предпринимателям, собирающимся привлекать инвестиционные ресурсы в развитие предприятия, экономически выгоднее оставаться в общем режиме налогообложения.

Таким образом, существующая редакция гл. 26.1 НК РФ делает экономически неоправданным применение специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае привлечения крупных инвестиционных ресурсов на развитие предприятия. В этой связи на современном этапе развития сельского хозяйства, когда сектор остро нуждается в инвестициях, автору видится целесообразным исключение НДС из перечня неуплачиваемых налогов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих специальный режим налогообложения в виде ЕСХН.

 

Аудитор

Бархатова Надежда

Генеральный директор ООО Агентства «Аудит-Партнер»


НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА
 - с Вами работает Ваш персональный бухгалтер
 - мы нацелены на долгосрочное сотрудничество
 - мы на рынке с 2012 года
 - весь рабочий персонал имеет высокую квалификацию
 - оперативность работы и индивидуальный подход
© 2019 Агентство «Аудит-Партнер». Все права защищены.

Создание и сопровождение сайтов Челядин.рф