УДК 657(076)

 

 

ЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ

ДЛЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ  

 

д.э.н., профессор А.С. Нечаев

аспирант Н.В. Бархатова

студент 4 курса «Финансовый менеджмент» Т.П. Тихонова 

 

Иркутский государственный аграрный университет

 им. А.А. Ежевского, г. Иркутск

 

В статье проведен анализ применения специальных налоговых режимов в Иркутской области. Общая тенденция и влияние специальных налоговых режимов на эффективность развития агропроизводств малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: Специальный налоговый режим, единый сельскохозяйственный налог, патентная система налогообложения, единый налог на вмененный доход.  

 

MEANING SPECIAL TREATMENT TAXATION FOR THE IRKUTSK REGION

 

In the paper analyzed of adaptation special treatment taxation for the Irkutsk region. General tendency and influence of the special treatment taxation on the efficiency of agricultural development of small and medium business.

Key words: Special treatment taxation, single agricultural tax, patenting of system taxation, single tax on imputed earning.

Для развития Иркутского региона важную роль играют стабильность и рост эффективности в следующих отраслях народного хозяйства; сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, обрабатывающее производство продовольствия. В сельской местности по данным Министерства сельского хозяйства Иркутской области проживает 20 % населения.  Доля сельхозпродукции в валовом региональном продукте составляет 6,8%.  Но, независимо от доли в валовом внутреннем продукте (ВВП) именно эти сферы предпринимательской деятельности обеспечивают продовольственную безопасность региона, предоставляют новые рабочие места.

Одним из основных видов государственной поддержки данных секторов экономики являлось создание специальных налоговых режимов, направленных на снижение налоговой нагрузки, упрощение учета и отчетности и налогового администрирования таких налогоплательщиков. Кроме того, налоги, уплачиваемые при применении специальных режимов налогообложения, являются источником собственных налоговых доходов бюджетов разных уровней и обладают значительным потенциалом по укреплению их доходной базы и справедливому распределению налогового бремени.

В экономически развитых странах малые и средние предприятия производят более половины ВВП всей страны (табл. 1). В государствах с переходной экономикой данные организации являются основным индикатором изменения структуры собственности и бизнес-культуры. В странах с развивающейся экономикой они являются основным инструментом борьбы с бедностью и нищетой путем создания новых рабочих мест.

 

Таблица 1

 

Малые предприятия экономически развитых стран

в 2013 - 2014 гг., %

 

 

        Страна      

               Доля малых предприятий             

    в ВВП   

в общей занятости

    населения   

от всех предприятий

Италия              

     69,9   

       53,3     

        98,8      

Япония              

     53,8   

       70,2     

        99,7      

США                 

     52,0   

       50,6     

        97,6      

Германия            

     53,2   

       60,1     

        99,7      

Франция             

     49,8   

       54,1     

        99,6      

Великобритания      

     48,0   

       48,4     

        99,2      

Канада              

     46,0   

       50,5     

        98,0      

Россия              

     42,0   

       27,5     

        20,0      

 

 

Стабильный рост и развитие малых и средних предприятий способствуют улучшению уровня и качества жизни населения любой страны. Как наиболее адаптируемые, гибкие и динамичные к конъюнктурным колебаниям рынка формы бизнеса они обеспечивают национальный и мировой рынок такой продукцией, товарами, работами и услугами, которые не производятся крупными организациями в силу экономических причин, но без которых они не могут осуществлять своей производственной деятельности на современном и качественном уровне.

Основными конкурентными преимуществами этих предприятий по сравнению с крупными являются:

- оперативная реакция на изменения бизнес-среды предприятия и потребностей рынка;

- стремительное создание новых рабочих мест;

- быстрое внедрение новых технологий в организации и преимущественно инновационный характер деятельности;

- приверженность клиентов к предприятию вследствие его ориентации на максимальное удовлетворение их запросов;

- производственная и экономическая гибкость и мобильность.

Одновременно их основными недостатками являются:

- трудность в привлечении дополнительных источников финансирования деятельности путем получения заемных средств вследствие высокой процентной ставки по кредитам и займам, что приводит к невозможности своевременного получения высококачественного сырья и частой недозагрузке фондов;

- сложность привлечения высококвалифицированных работников, поскольку крупные организации предлагают им более высокую заработную плату и лучший социальный пакет;

- сверхчувствительность к любым изменениям в мировой и национальной экономике.

Еще одной особенностью малого и среднего бизнеса в РФ является его высокая чувствительность к реализуемой в стране налоговой и бюджетной политике, которые играют важнейшую роль в формировании структуры данного бизнеса, в том числе путем применения системы налоговых льгот в рамках общего режима налогообложения и введения специальных налоговых режимов, занимающих особое место в структуре налоговой системы.

 

Таблица 2

Общее количество осуществляющих деятельность в Российской Федерации малых предприятий,

ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств в том числе по Иркутской области (включая предприятия и ИП Усть-Ордынского автономного округа)

в 2005 – 2015 гг.

 

    Показатель  

01.01.05

01.01.06

01.01.07

01.01.08

01.01.09

01.01.10

01.01.11

01.01.12

01.01.13

01.01.14

01.01.15

01.01.16

Малые           

предприятия в РФ, тыс. ед.        

 953,1

 979,3

1032,8

1137,4

1347,7

1602,5

1621,8

1836,4

1726,3

1689,2

1489,7

1385,6

в т.ч. по Иркутской области 

18,3

18,9

19,8

23,6

25,9

30,8

31,2

35,3

33,2

32,5

28,6

26,7

ИП и крестьянские

(фермерские)    

хозяйства (действующие на отчетную дату),  

тыс. чел.       

2066,2

2748,3

3017,8

3443,6

3774,5

3985,4

4112,3

4104,1

4023,8

3551,1

3550,9

3640,2

в т.ч. по Иркутской области , тыс. чел

39,853

50,523

56,175

63,896

70,053

74,394

75,868

74,331

72,329

61,372

61,233

61,172

Количество действующих малых предприятий и ИП по данным Росстата достигло максимума в 2011-2012 годах. Наблюдается тенденция к сокращению численности малых предприятий и ИП на 01.01.2016, но в целом на долгосрочной перспективе за 10 лет по отношению к 2005 году количество малых предприятий выросло в 1,5 раза, в том числе рост количества предприятий и в Иркутской области. Ликвидация и сокращение малых предприятий и ИП обусловлено сложностью адаптировать свой бизнес под постоянно меняющийся курс доллара и евро и другие негативные экономические и иные факторы.

По поступлениям, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) наблюдается рост начисленного налога в сумме. Количество предприятий, применяющих ЕСХН сокращается, в основном за счет ликвидации вследствие банкротства  (табл. 3).

 

Таблица 3

 

Начислено налога, в связи с применением ЕСХН

за 2011 - 2014 гг., млн руб.

     Показатель     

  2011

  2012

2013

2014

ЕСХН, в целом по РФ, млн. руб.            

3283,4

3673,8

4024,5

5453,0

Количество предприятий и ИП на ЕСХН, тыс. ед.

146,7

121,6

98,8

94,0

ЕСХН по Иркутской области, млн. руб.

70,1

68,2

74,5

92,2

Количество предприятий и ИП на ЕСХН, ед. по Иркутской области

1054

999

869

966

 

 

 

Единый сельскохозяйственный налог, хотя имеет много преимуществ и снижает налоговую нагрузку на хозяйствующий субъект, но не очень популярен в Иркутской области.

Впервые определение "специальные налоговые режимы" появилось в первоначальной редакции ст. 18 "Специальные налоговые режимы" части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). В данной статье под специальным налоговым режимом понималась система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и в порядке, установленных НК РФ [2].

Однако необходимо отметить, что специальные налоговые режимы применялись в РФ и до принятия части первой и вступления в силу части второй НК РФ. При этом перечень специальных режимов налогообложения менялся и уточнялся.

В первоначальной редакции ст. 18 НК РФ не были указаны налогоплательщики, имеющие право применять специальные налоговые режимы, отсутствовали критерии, согласно которым тот или иной порядок взимания и уплаты налогов необходимо было относить к специальным режимам, и не было приведено их принципиальное отличие от общей системы налогообложения. Согласно данному определению под специальными налоговыми режимами можно было понимать и системы налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ) и в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), и льготное налогообложение в рамках общей системы налогообложения, хотя это далеко не однозначные понятия.

В редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" определение специальных налоговых режимов претерпело изменение. Под специальным налоговым режимом стал признаваться особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и применяемых в соответствии с ним федеральными законами [2].

Данное определение сводило понятие специальных налоговых режимом лишь к упрощенной технике ведения налогового учета и составления налоговой отчетности, хотя, безусловно, это важный элемент специальных режимов налогообложения.

К специальным налоговым режимам в данной редакции ст. 18 НК РФ относились:

1) упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

2) система налогообложения в свободных экономических зонах;

3) система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;

4) система налогообложения при выполнении договоров концессии;

5) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [2].

Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" была введена новая редакция ст. 18 НК РФ, согласно которой специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Согласно новой редакции к специальным налоговым режимам относятся:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [2].

Таким образом, НК РФ с 01.01.2005 не предусматривал специальных режимов налогообложения для СЭЗ и ЗАТО.

Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень специальных налоговых режимов был дополнен патентной системой налогообложения (ПСН).

УФНС России планирует с 01.01.2018, упразднить систему налогообложения в виде ЕНВД и полностью заменить ее ПСН.

Однако ряд авторов, в том числе Г.Я. Чухнина и М.В. Карп, считают, что действующая трактовка специальных налоговых режимов не в полной мере отражает их отличительные черты, и предлагают свои определения специальных режимов.

В работе [6] Г.Я. Чухнина определяет специальный налоговый режим как особо специфически построенную систему налогов и налогообложения для ограниченных категорий налогоплательщиков, видов деятельности и отраслей, основанную на едином налоге в той или иной его форме и ограниченном количестве сопутствующих налоговых платежей для упрощения налогообложения, более полной реализации его принципов и достижения на этой основе наибольшего фискального и регулирующего эффекта.

По определению В.И. Карпа, специальный налоговый режим - это законодательно установленный льготный порядок применения налогового механизма в целях реализации задач налоговой политики [1].

Для формулировки авторского определения специальных налоговых режимов выделим для них дополнительные отличительные черты:

1) регламентируются законодательством о налогах и сборах;

2) опираются на общие принципы налогообложения;

3) включают все законодательно установленные элементы налога;

4) переход на специальные налоговые режимы и возврат к иным режимам налогообложения осуществляются налогоплательщиками добровольно;

5) как правило, специальные режимы налогообложения устанавливаются на определенный период времени и могут применяться до тех пор, пока налогоплательщики не перестают соответствовать условиям перехода на данные режимы налогообложения;

6) имеют разный, но обязательно льготный характер налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

7) имеют конкретную целевую направленность - улучшение экономического положения отдельных категорий налогоплательщиков;

8) соответствуют налоговой политике государства;

9) при применении четырех из пяти специальных налоговых режимов уплата отдельных налогов и сборов (налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц) заменяется уплатой единого налога, исчисляемого по упрощенным правилам, а иные налоги и сборы уплачиваются налогоплательщиками в общем порядке;

10) налогоплательщики-организации, применяющие специальные налоговые режимы, не освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета;

11) налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов;

12) установление и введение в действие новых специальных налоговых режимов не означают установления и введения в действие новых налогов. Отмена действующих специальных налоговых режимов не предусматривает отмены действующих налогов.

Основной целью введения специальных режимов налогообложения на территории РФ являлись:

- усиление фискального значения;

- достижение более глубокого регулирующего эффекта налогообложения в сельском хозяйстве, в микро- и малом предпринимательстве и инвестиционной деятельности, которые в силу своей специфики нуждаются в дополнительном регулировании;

- обеспечение стабильного прироста поступлений собственных налоговых доходов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и муниципальные бюджеты.

Таким образом, выделяются финансовая и регулирующая составляющие данной цели.

Финансовая составляющая заключается в том, что специальные налоговые режимы являются инструментом налогового регулирования в областях, которые в силу своей специфики нуждаются в дополнительном регулировании, которое не может осуществиться в рамках общего режима налогообложения.

Налоговое регулирование в рамках специальных режимов налогообложения может осуществляться:

- в виде создания более щадящего налогового бремени для сельскохозяйственных товаропроизводителей и субъектов, микро- и малого предпринимательства путем замены уплаты ряда налогов, предусмотренных НК РФ, уплатой единого налога;

- в виде упрощения порядка ведения налогового учета и составления налоговой отчетности.

Организационная составляющая проявляется в упрощении и удешевлении налогового администрирования путем использования в конструкции специальных налоговых режимов единого налога, что позволяет налоговым органам упростить и удешевить процедуры по сбору, обработке, проверке налоговой отчетности и взиманию налогов с массы мелких налогоплательщиков.

 

Изучив практику применения специальных налоговых режимов, можно сделать вывод, что основной целью системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является повышение эффективности сельскохозяйственного производства путем снижения налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Системы налогообложения в виде ЕНВД и ПСН - упрощение и удешевление процедур налогового администрирования, а также повышение собираемости налогов в тех сферах предпринимательской деятельности, где ведутся расчеты без применения кассовых аппаратов, наличными денежными средствами, т.е. затруднен налоговый контроль за реальными доходами налогоплательщика, а возможность их искусственного занижения является значительной. Системы налогообложения в виде УСН - это стимулирование развития микро- и малого предпринимательства путем снижения для них налогового бремени.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции имеет свои особенности, так как основанием для ее применения является заключенное соглашение о разделе продукции. Основной целью данного специального режима является стимулирование прямых производственных инвестиций в освоение природных ресурсов.

Таким образом, каждый из рассматриваемых специальных налоговых режимов отличается разноплановостью, неоднородностью элементов налогообложения, предназначен для определенной категории налогоплательщиков и предусматривает для них определенные налоговые льготы и пониженные налоговые ставки (табл. 4).

 

Таблица 4

 Сравнительная характеристика элементов налогообложения

по налогам, уплачиваемым в связи с применением

специальных налоговых режимов

 

     Элемент   

 налогообложения

         ЕСХН       

        УСН       

        ЕНВД      

        ПСН       

Налогоплательщик

Организации и ИП,   

являющиеся          

сельскохозяйственными

товаропроизводителями

и перешедшие        

на уплату ЕСХН      

Организации и ИП, 

перешедшие на УСН 

Организации и ИП, 

осуществляющие    

предпринимательскую

деятельность,     

облагаемую ЕНВД   

в соответствии со 

ст. 346.26 гл. 26.3

НК РФ и перешедшие

на уплату ЕНВД    

ИП, осуществляющие

виды              

предпринимательской

деятельности,     

приведенные       

в ст. 346.43

гл. 26.5 НК РФ,   

перешедшие на ПСН 

Объект         

налогообложения

Доходы, уменьшенные 

на величину расходов

Доходы.           

Доходы, уменьшенные

на величину       

расходов          

Вмененный доход   

Потенциально      

возможный         

к получению годовой

доход ИП          

Налоговая база 

Денежное выражение  

доходов, уменьшенных

на величину расходов

Денежное выражение

доходов. Денежное 

выражение доходов,

уменьшенных на    

величину расходов 

Величина          

скорректированного

вмененного дохода 

Денежное выражение

потенциально      

возможного        

к получению ИП    

годового дохода   

Налоговый период

Календарный год                         

Квартал           

Календарный год.  

Срок, на который  

выдан патент.     

Период с начала   

действия патента  

до даты прекращения

предпринимательской

деятельности на   

основе патента    

Налоговая ставка

          6%        

6% - по объекту    

"доходы".         

5 - 15% - по      

объекту "доходы - 

расходы"          

        15%       

         6%       

Порядок        

исчисления     

налога         

Налогоплательщик рассчитывает налог     

самостоятельно как соответствующую      

налоговой ставке процентную долю        

налоговой базы с учетом авансового      

платежа                                 

Налогоплательщик  

рассчитывает налог

самостоятельно как

соответствующую   

налоговой ставке  

процентную долю   

налоговой базы    

Налог исчисляется 

как соответствующая

налоговой ставке  

процентная доля   

налоговой базы    

с учетом срока,   

на который выдан  

патент            

Порядок и сроки

уплаты налога  

Авансовый платеж -  

не позднее 25 июля. 

Платеж по итогам    

года - не позднее   

31 марта следующего 

года; не позднее    

25-го числа месяца, 

следующего          

за месяцем, в котором

прекращена          

предпринимательская 

деятельность        

в качестве          

сельскохозяйственных

товаропроизводителей

Авансовый платеж -

не позднее 25-го  

числа месяца,     

следующего        

за прошедшим      

кварталом.        

По итогам года:   

- юридические     

лица - не позднее 

31 марта;         

- ИП - не позднее 

30 апреля         

следующего года;  

- не позднее 25-го

числа месяца,     

следующего за     

месяцем, в котором

прекращена        

предпринимательская

деятельность по УСН

В виде разового   

платежа, не позднее

25-го числа       

следующего за     

кварталом месяца  

Если патент получен

на срок до 6 мес. -

в полной сумме    

не позднее 25     

календарных дней  

после начала      

действия патента. 

Если патент получен

на срок от 6 мес. 

до 1 года - 1/3   

суммы не позднее 25

календарных дней  

после начала      

действия патента  

и 2/3 суммы       

не позднее 30     

календарных дней  

до дня окончания  

налогового периода

Налоговые льготы

Освобождение от обязанности по уплате ряда налогов: НДС,    

налога на прибыль (НДФЛ), налога на имущество организаций   

(налога на имущество физических лиц)                        

Освобождение      

от обязанности    

по уплате ряда    

налогов (НДС, НДФЛ,

налога на имущество

физических лиц)   

Формы отчетности

и порядок их   

представления  

Налоговая декларация

по ЕСХН, форма

по КНД 1151059.     

Сроки представления 

совпадают со сроками

уплаты единого налога

за год              

Налоговая         

декларация        

по налогу,        

уплачиваемому     

в связи с         

применением УСН,  

форма

по КНД 1152017.   

Сроки представления

совпадают         

со сроками уплаты 

ЕН за год         

Налоговая         

декларация по ЕНВД

для отдельных видов

деятельности, форма

по КНД 1152016.   

Представляется не 

позднее 20-го числа

следующего за     

кварталом месяца  

Налоговая         

декларация        

в налоговые органы

не представляется 

 

 

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливается гл. 26.1 НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения. Как видно из названия данного специального налогового режима, его вправе применять только сельскохозяйственные товаропроизводители, которыми признаются организации и ИП, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию. При этом обязательным условием для перехода на уплату ЕСХН является то, что доля доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять для таких налогоплательщиков не менее 70% в общем объеме доходов от реализации.

Упрощенная система налогообложения организациями и ИП применяется в соответствии с гл. 26.2 НК РФ наряду с иными режимами налогообложения в добровольном порядке, за исключением следующих категорий налогоплательщиков, не имеющих права применять этот специальный режим:

- организаций, имеющих филиалы и представительства;

- банков;

- страховщиков;

- негосударственных пенсионных фондов;

- инвестиционных фондов;

- профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- ломбардов;

- организаций и ИП, занимающихся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

- организаций, занимающихся игорным бизнесом;

- нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;

- организаций, являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

- организаций и ИП, перешедших на уплату ЕСХН;

- организаций, в которых доля участия других организаций составляет более 25%;

- организаций и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 чел.;

- организаций, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 100 млн руб.;

- казенных и бюджетных учреждений;

- иностранных организаций;

- организаций и ИП, не уведомивших о переходе на УСН в установленные НК РФ сроки;

- организаций и ИП, перешедших на систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности по данному виду деятельности.

Предприятие имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 мес. того года, в котором она подает уведомление о переходе на УСН, ее доходы не превысили установленный предел, который ежегодно уточняется. Следует отметить, что, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили установленный предел по полученным доходам или допущено несоответствие требованиям о применении УСН, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям [1].

УСН предназначена в первую очередь для организаций и ИП, занимающихся микро- и малым бизнесом в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, общественном питании, транспортной сфере, а также в сельском хозяйстве.

Система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается гл. 26.3 НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется налогоплательщиками в добровольном порядке наряду с иными режимами налогообложения в отношении следующих видов деятельности:

- оказания бытовых услуг;

- оказания ветеринарных услуг;

- оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию автомототранспортных средств;

- оказания услуг по предоставлению во временное владение мест для стоянки автомототранспортных средств, услуг по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках;

- оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов с использованием не более 20 транспортных средств;

- розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли;

- розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

- оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту;

- оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие залы обслуживания посетителей;

- распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

- размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;

- услуг по временному размещению и проживанию с использованием спальных площадей не более 500 кв. м;

- услуг по передаче во временное владение или в пользование стационарных торговых мест и объектов нестационарной торговой сети;

- услуг по передаче во временное владение или в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

В отношении указанных видов предпринимательской деятельности ЕНВД не применяется в случае, если:

- деятельность осуществляется в рамках договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом;

- деятельность осуществляется крупнейшими налогоплательщиками;

- средняя численность работников налогоплательщика за предшествующий календарный год превышает 100 чел.;

- доля участия других организаций в организации составляет более 25%;

- учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения осуществляют предпринимательскую деятельность по оказанию услуг общественного питания;

- оказываются услуги по передаче во временное владение или в пользование автозаправочных и газозаправочных станций [2].

Следовательно, хотя критерием отнесения к плательщикам ЕНВД является вид осуществляемой предпринимательской деятельности, а не статус налогоплательщика, большинство видов деятельности, подпадающих под обложение ЕНВД, также можно отнести к микро- и малому бизнесу.

Вступившая в силу с 01.01.2013 патентная система налогообложения устанавливается гл. 26.5 НК РФ, вводится в действие законами субъектов РФ и применяется ИП на территориях соответствующих субъектов наряду с иными режимами налогообложения. Следует отметить, что со вступлением в силу гл. 26.5 НК РФ субъекты РФ получили право самостоятельно выбирать виды предпринимательской деятельности в пределах перечня, приведенного в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, в отношении которых может применяться ПСН, например:

- ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

- ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;

- парикмахерские и косметические услуги и т.д. (всего перечень включает 47 видов деятельности) [2].

При этом сокращение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентное налогообложение, согласно п. 2 ст. 346.43 НК РФ, с 69 пунктов, приведенных в ст. 346.25.1 НК РФ, до 47 пунктов вовсе не означает фактического сокращения видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН. Это связано с тем, что согласно п. 8 ст. 346.43 НК РФ субъекты РФ получили право устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам, в отношении которых может применяться ПСН.

Таким образом, критерием отнесения к налогоплательщикам ПСН является как вид осуществляемой предпринимательской деятельности, большинство из которых относятся, по сути, к микропредпринимательству, так и статус налогоплательщика (ИП).

 

Переход налогоплательщиков с общей системы налогообложения на специальные налоговые режимы имеет для них как преимущества, так и недостатки, поэтому, прежде чем переходить на тот или иной специальный режим налогообложения, налогоплательщик должен тщательно взвесить все плюсы и минусы такого перехода.

Основным преимуществом перехода налогоплательщиков на специальные режимы налогообложения является снижение для них налогового бремени.

Так, при переходе на уплату ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН вместо уплаты ряда налогов (НДС, НДФЛ, налога на прибыль, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц) производится уплата единого налога, что значительно снижает налоговое бремя налогоплательщиков. Кроме того, для налогоплательщиков также упрощается порядок ведения налогового учета, так как им не требуется исчислять налоговые базы, производить расчет, составлять и представлять отчетность по трем замененным налогам. Однако освобождение от уплаты НДС затрудняет реализацию продукции (товаров, работ, услуг) контрагентам, применяющим общую систему налогообложения, в силу невозможности для последних принять к вычету НДС со стоимости такой продукции (товаров, работ, услуг). Кроме того, налогоплательщики, утратившие право применять данные специальные налоговые режимы, должны произвести пересчет налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения.

Преимуществом применения ЕСХН, УСН и ПСН является кассовый метод признания доходов и расходов. Но при исчислении налоговой базы по ЕСХН и УСН с объектом налогообложения "доходы - расходы" учитывается только закрытый перечень расходов, а убытки, полученные при применении других налоговых режимов, не учитываются. При этом налоговая база может быть уменьшена на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов применения этих налоговых режимов.

При применении ЕНВД и ПСН у налогоплательщиков имеется возможность достаточно точного планирования объема налоговых обязательств, однако уплата налогов осуществляется независимо от того, был ли получен доход по видам деятельности, переведенным на данные специальные налоговые режимы.

К положительным моментам применения ЕСХН, УСН и ЕНВД также можно отнести необходимость представления налоговой отчетности по единым налогам только по истечении налогового периода, а при применении ПСН - в отсутствии необходимости представления налоговой декларации.

При применении системы налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции инвестору в течение всего периода действия проекта обеспечиваются стабильные финансовые и юридические условия и уплата части налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, заменяется разделом между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении. При этом инвестору необходимо учитывать особенности исчисления налога на добычу полезных ископаемых, налога на прибыль организаций и НДС, установленные гл. 26.4 НК РФ.

Проведенный анализ достоинств и недостатков каждого из специальных налоговых режимов позволил выработать следующие направления их совершенствования в целях дальнейшей поддержки налогоплательщиков:

  1. Для налогоплательщиков, утративших право на применение ЕСХН в связи с несоответствием условиям, установленным п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, обязанность пересчета налоговых обязательств за весь налоговый период исходя из общего режима налогообложения в соответствии с п. 4 ст. 346.3 НК РФ по аналогии с УСН целесообразно заменить обязанностью пересчета налоговых обязательств за отчетный период, в котором было допущено несоответствие, и считать налогоплательщика утратившим право применять ЕСХН с начала такого отчетного периода. Благодаря данной поправке сельскохозяйственные товаропроизводители смогут снизить затраты времени, затраты на оплату труда вместе с отчислениями, связанные с пересчетом НДС, налога на прибыль (НДФЛ), налога на имущество организаций (физических лиц) в соответствии с общим режимом налогообложения.
  2. Закрытый перечень расходов, учитываемых в целях обложения ЕСХН, дополнить:

- представительскими расходами, так как данные расходы связаны с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. Например, по данной статье сельскохозяйственные товаропроизводители смогут списывать расходы по приему организаций - поставщиков нового сельскохозяйственного оборудования, а это является особо актуальным, так как большинство основных средств, используемых в сельском хозяйстве, являются полностью амортизированными, морально и физически устаревшими;

- расходами сельскохозяйственных организаций на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;

- расходами на рекультивацию земель;

  1. Закрытый перечень расходов, учитываемых в целях исчисления единого налога при применении УСН с объектом налогообложения "доходы - расходы", дополнить представительскими расходами.
  2. В целях поддержки развития малого предпринимательства и противодействия росту теневого оборота можно рекомендовать для начинающих (зарегистрированных в отчетном году) ИП, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, разрешить на первые два года осуществления предпринимательской деятельности уменьшать сумму рассчитанного упрощенного налога при применении УСН с объектом налогообложения "доходы" или ЕНВД на всю сумму уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Так как для начинающих ИП, не имеющих стабильного оборота, увеличение фиксированных платежей более чем в 2 раза (с 17 208,25 руб. в 2012 г. до 35 664,66 руб. в 2013 г.) также является существенной статьей расходов, которая, как уже показала практика, может привести к массовому прекращению предпринимательской деятельности ИП.
  3. По аналогии с гл. 26.2 и 26.3 НК РФ в гл. 26.5 НК РФ внести поправку, согласно которой ИП, перешедшим на ПСН, разрешить уменьшать сумму рассчитанного налога на сумму:

- страховых взносов на обязательное страхование работников;

- пособия по временной нетрудоспособности за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя;

- платежей по договорам добровольного личного страхования в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя.

Однако в связи с установлением для ИП, перешедших на ПСН, пониженного до 20% тарифа страховых взносов, разрешить уменьшать рассчитанный налог не более чем на 33%.

Для начинающих ИП, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, разрешить на первые два года осуществления предпринимательской деятельности уменьшать сумму рассчитанного налога на всю сумму уплаченных страховых взносов в ПФР и ФФОМС, в последующие годы - на 50%.

  1. В связи с предполагаемой отменой с 01.01.2018 системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности и ее заменой ПСН необходимо расширить перечень видов предпринимательской деятельности, подпадающих под ПСН, следующими видами деятельности, облагаемыми ЕНВД:

- оказанием услуг по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также хранению автомототранспортных средств на платных автостоянках;

- распространением наружной рекламы с использованием рекламной конструкции;

- размещением рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;

- оказанием услуг по временному размещению и проживанию.

Однако, по мнению автора, замена уплаты ЕНВД ПСН не является целесообразной, так как данные специальные налоговые режимы имеют существенные различия. Так, в соответствии с действующим законодательством ЕНВД могут применять как предприятия, так и ИП, занимающиеся видами предпринимательской деятельности, подпадающими под обложение ЕНВД. Патентную систему налогообложения могут применять только ИП. Таким образом, часть малых предприятий, применяющих в настоящее время систему налогообложения в виде ЕНВД, не являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и не подпадающие под критерии плательщика упрощенного налога, потеряют право применять специальные режимы налогообложения с более щадящим налоговым бременем. Кроме того, в отличие от ЕНВД, применяемая в настоящее время ПСН не предусматривает возможности уменьшения суммы исчисленного налога на величину уплаченных страховых взносов, выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, что может привести к массовому прекращению деятельности ИП, увеличению доли "серой" зарплаты работников или уходу ИП в теневой бизнес.

 

Анализ исчисленного налога к уплате по налогоплательщикам, применяющих специальный налоговый режим, в том числа по Иркутской области за 2011-2014 годы

Таблица 5

Налог, млн. руб.

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

УСН, всего по РФ

148698,5

175284,1

262623,3

284989

в т.ч. по Иркутской области

2120,8

2551,5

3880,1

4213,8

ЕНВД, всего по РФ

71066,8

79931,4

70921,5

77183,3

В т.ч. по Иркутской области

1418,5

1594,7

1458,3

1620,3

ЕСХН , всего по РФ

3283,4

3673,8

4024,5

5453

В т.ч. по Иркутской области

70,1

68,2

74,5

92,2

 

Обобщив практику применения специальных налоговых режимов по Иркутской области, можно сделать вывод, что действующие в настоящее время специальные режимы налогообложения смогли частично решить поставленные перед ними задачи, а именно:

- снизили налоговое бремя для сельскохозяйственных товаропроизводителей и субъектов микро- и малого бизнеса;

- упростили порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы;

- повысили собираемость налогов в сферах применения специальных режимов налогообложения, тем самым увеличив налоговые поступления в бюджеты разных уровней;

- упростили и удешевили процедуры налогового администрирования;

- сократили теневой оборот.

Однако в настоящее время остаются нерешенными проблемы, связанные с разукрупнением организаций и подменой одних видов предпринимательской деятельности другими в целях применения специальных налоговых режимов, что приводит к снижению налоговых поступлений в бюджеты.

Актуальной является и проблема увеличения предельной величины годового дохода, позволяющая налогоплательщикам применять упрощенную или патентную систему налогообложения. Данная величина должна соответствовать реальным показателям финансово-экономической деятельности малого предприятия, чтобы не столкнуться с проблемой возврата к общей системе налогообложения после нескольких лет применения данных специальных налоговых режимов со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, специальные налоговые режимы, направленные на усиление фискального значения, а также достижение с их помощью более глубокого регулирующего эффекта, являются одним из основных видов государственной поддержки сельского хозяйства, рыболовства и рыбоводства, обрабатывающих производств, строительства, торговли, транспорта и связи, малого и инвестиционного бизнеса, вносящих значительный вклад в развитие экономики как отдельных регионов, так и государства в целом. Налоги, уплачиваемые при применении специальных режимов налогообложения, обеспечивают стабильный прирост поступлений собственных налоговых доходов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и муниципальные бюджеты и обладают значительным потенциалом по укреплению их доходной базы и справедливому распределению налогового бремени.

 

Список литературы

 

  1. Сивков Е.В. «Специальные налоговые режимы», 2014 г., 203 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации
  3. Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки развития МСП зарубежных стран. X Всероссийская конференция. URL: http://www.giac.ru/analytics
  4. Федеральная налоговая служба. http://www.nalog.ru.
  5. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru.
  6. Шкарупа Е.А., «О налогах на сельхоз товаропроизводителей: необходимые поправки» статья в журнале «Налоги: теория и практика», 12/2011 , стр . 37
  7. Судакова Н.А., «Американские индивидуальные предприятия» статья в журнале «Сельское хозяйство» 5/2008, стр.

 

Аудитор

Бархатова Надежда

Генеральный директор ООО Агентства «Аудит-Партнер»

 

 


НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА
 - с Вами работает Ваш персональный бухгалтер
 - мы нацелены на долгосрочное сотрудничество
 - мы на рынке с 2012 года
 - весь рабочий персонал имеет высокую квалификацию
 - оперативность работы и индивидуальный подход
© 2019 Агентство «Аудит-Партнер». Все права защищены.

Создание и сопровождение сайтов Челядин.рф